За десять с небольшим лет художник создал более 2 100 произведений, включая около 870 картин маслом. Среди них — портреты, автопортреты, пейзажи, натюрморты и панно с изображением оливковых деревьев, кипарисов, полей пшеницы и подсолнухов.
«Звёздная ночь» (нидерл. De sterrennacht) — одна из наиболее известных Винсента ВанГога. Картина написана в июне 1889 года; с 1941 года хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке. По мнению известного астрофизика Нила Тайсона — это первая картина, на которой небо является главным предметом изображения.
Картина, написанная за один день в больничной студии, представляет собой вид из окна комнаты Ван Гога. Вдалеке справа возвышаются Альпы, горный массив, чьи синеватые заштрихованные склоны приобретают слегка абстрактную форму. Звездное небо отличается прежде всего фактурностью мазка и живостью цвета, раскрывающих стремление художника к соперничеству с Делакруа, его прославленным предшественником, у которого Ван Гог научился теории цвета — этот вопрос в последнее время стал предметом пристальных исследований. Ван Гог изображает спираль — это самая завораживающая часть полотна, придающая динамику небу, а за ним и космосу, сохраняя верность новой концепции Вселенной и звезд о постоянном движении небесных тел и их кажущейся неподвижности.
Ван Гог писал своему брату Тео в мае 1889 года: «Сквозь железную решётку я вижу огороженное поле пшеницы, над которым по утрам во всей красе восходит солнце».
Художник сделал ряд рисунков с этим видом в разное время суток и при различных погодных условиях. Он мог делал наброски чернилами или древесным углём, используя их в дальнейшей работе. Общий элемент для всех этих рисунков — диагональная линия альпийских предгорий, поднимающаяся на фоне с левого края к правому. На ряде эскизов изображён кипарис за пшеничным полем, который Ван Гог искусственно приближал к картинной плоскости. Последний из эскизов — «Пшеничное поле в Сан-Реми-де-Прованс» (F1548) — ныне хранится в Нью-Йорке. Два дня спустя Ван Гог сообщил в письме Тео, что написал «звёздное небо».
Картина является единственным изображением ночи в серии видов из спальни Винсента. В начале июня он писал Тео: «Сегодня утром смотрел на местность из окна задолго до восхода солнца, с единственной утренней звездой, казавшейся очень большой». Исследователи установили, что в то время Венера действительно была видна в Провансе на пределе своей яркости и, по-видимому, именно она изображена самой крупной «звездой» на картине, справа от кипариса.
Как и знакомые ему парижские импрессионисты, Ван Гог предпочитал работать с сериями картин. «Звёздная ночь» принадлежит одновременно как к серии кипарисов с пшеничными полями, написанной в Сан-Реми, так и к маленькой серии ночных видов, начатой в Арле с «Ночной террасы кафе» и продолженной «Звёздной ночью над Роной».
Ещё в феврале 1888 года Винсент писал Тео: «Мне нужна звёздная ночь с кипарисами, возможно, над полем зрелой пшеницы. Здесь действительно красивые ночи». На той же неделе он написал Бернару: «Стоит попытаться нарисовать звёздное небо, так же как днём я пытаюсь нарисовать зелёный луг с одуванчиками». Ван Гог сравнивал звёзды с точками на карте, проводя аналогию между путешествием на поезде по земле и путешествием через смерть к звезде.
Хотя в конце жизни художник разочаровался в религии, он, похоже, не утратил веру в загробную жизнь. Эту амбивалентность он упомянул в письме Тео после написания «Звёздной ночи над Роной»: «Я испытываю непреодолимую потребность в религии, поэтому выхожу ночью на улицу, чтобы рисовать звёзды». Ван Гог писал о существовании в другом измерении после смерти и связывал его с ночным небом, однако быстро оговаривался, что Земля — такое же небесное тело, как и звезда, и категорически отказывался признавать «Звёздную ночь» возвращением к романтическим или религиозным идеям.
Существует несколько точек зрения на смысловое содержание картины:
- Американский искусствовед Мейер Шапиро подчёркивает экспрессионистские аспекты «Звёздной ночи» и считает, что эта «визионерская картина вдохновлена религиозным настроением и написана под напором чувств», а её скрытое содержание связано с новозаветным Откровением Иоанна Богослова.
- Искусствовед Свен Лёфгрен развивает эти идеи, отмечая галлюцинаторный характер картины и сравнивая религиозное стремление Ван Гога за пределы бытия с поэзией Уолта Уитмена. Он называет «Звёздную ночь» бесконечно выразительной, символизирующей окончательное поглощение художника космосом и дающей незабываемое ощущение пребывания на пороге вечности. Лёфгрен продвигает собственную символистскую теорию, ссылаясь на одиннадцать звёзд во сне Иосифа из книги Бытия, и утверждает, что элементы «Звёздной ночи» носят исключительно символический характер, как, например, кипарис, являющийся символом смерти в средиземноморских странах.
- Искусствовед Лорен Сот находит свой символический подтекст в «Звёздной ночи». Упоминая восхищение Ван Гога живописью Эжена Делакруа, который в ранний период использовал синие и жёлтые цвета в изображении Христа, Сот предполагает, что Ван Гог сам изобразил на картине Спасителя. Сот критикует библейские интерпретации Шапиро и Лёфгрена, например в том, что полумесяц на картине включает элементы солнца, и считает, что он имеет символическое значение для Ван Гога как «утешение».
- Искусствовед Элберт Боайм помимо Венеры обнаруживает на картине созвездие Овна, а также предполагает, что изначально Ван Гог намеревался изобразить растущую выпуклую Луну, но потом вернулся к традиционному полумесяцу, ореол вокруг которого является остатком первоначальной версии. По мнению Боайма, Ван Гог мог быть знаком с популярными иллюстрированными публикациями Фламмариона с рисунками спиральных туманностей, как тогда называли спиральные галактики, из его «Популярной астрономии». Боайм интерпретирует закрученную фигуру в центре как спиральную галактику либо как комету, утверждая, что единственными нереалистичными элементами на картине являются деревня и прочие завихрения в небе, которые могут выражать ощущение Ван Гогом живого динамичного космоса.
- Гарвардский астроном Чарльз Уитни, показавший сходство спирали в центре картины с зарисовкой галактики Водоворот, сделанной Уильямом Парсонсом в 1845 году (за 44 года до картины Ван Гога), считает завихрения в небе изображением мистраля (крайне негативно повлиявшего на здоровье Ван Гога за 27 проведённых в Провансе месяцев), а светлую полосу над линией гор — утренней зарёй.
Хоть и нет доказательств влияния астрономических исследований того времени на творчество голландского художника, все же вполне возможно, что Ван Гог ознакомился с некоторыми изданиями на эту тему. Известно, что он был преданным читателем Жюля Верна, посвятившего астрономии для своих романа — «С Земли на Луну» и «Гектор Сервадак». На картине Ван Гога небо занимает три четверти пространства — на нем выделяются гигантские звезды и лунный серп в правом углу. Деревня с острым как кинжал шпилем колокольни будто придавлена этим небом. Могучий островерхий кипарис в левой части полотна словно бросает небу вызов. Вслед за Дарвином считалось, что пропасть между религией и наукой никогда прежде не была столь велика; здесь же Ван Гог своей картиной лишает это утверждение смысла.
Вкладывал ли Ван Гог особый символический смысл в изображения кипарисов, остаётся предметом дискуссий. Через неделю после завершения «Звёздной ночи» он пишет Тео: «Кипарисы всегда занимают мои мысли. Мне хочется что-нибудь сделать из них, как с подсолнухами, и меня удивляет, почему это до сих пор не получается». Помимо символики, связанной со смертью, искусствоведы трактуют кипарис «Звёздной ночи» как неявный символ человеческих устремлений, либо как собственное стремление художника к Бесконечному неортодоксальным путём, либо как естественный природный обелиск, обеспечивающий связь между небом и землёй.
Ван Гог написал «Звёздную ночь» в июле 1889 года, и существует мнение, что во время работы над картиной, находясь в состоянии обострённого восприятия реальности, он отдался силе воображения и увидел ночное небо таким, каким его до этого не видел никто!
Свежие комментарии